К списку направлений

Борьба с контрафактной продукцией

На российском цементном рынке продолжает оставаться актуальной проблема контрафактной и некачественной продукции, которая весьма ощутимо отражается на строительной отрасли. В сферу интересов фальсификаторов входит продукция известных фирм, которая зарекомендовала себя на рынке и пользуется спросом. В проблеме контрафактной продукции необходимо отметить социальную и экономическую составляющие. С одной стороны, использование контрафактных стройматериалов несет потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. С другой стороны, от этого страдают финансовые интересы и деловая репутация производителей.

Продукция членов Союза широко известна и активно подвергается подделке со стороны недобросовестных производителей. В связи с чем, противодействие незаконному использованию товарных знаков и другим проявлениям недобросовестной конкуренции остается одним из приоритетных направлений деятельности предприятий цементной промышленности, входящих в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ». Но, несмотря на предпринимаемые на протяжении многих лет меры, доля контрафакта на рынке цементной продукции не сокращается. В этой связи предприятиям цементной промышленности приходится ежегодно наращивать активность деятельности в данной сфере.

По экспертной оценке в последние годы доля тарированного контрафактного цемента на рынке составляет до 40 %, то есть порядка     9,5 млн. тонн или 190 млн. мешков цемента по 50 кг за период 2013-2015 гг. Однако доля выявляемых членами НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» фактов производства и реализации контрафактного тарированного цемента и упаковки не превышает   0,08 % из указанных 40 %.   При этом, процент выявленных нарушений, по которым проверки удалось довести до привлечения нарушителей к административной и/или уголовной ответственности, составляет незначительные 27,9 %.

По оценке специалистов с учетом доли контрафакта финансовые потери членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» в виде недополученной выручки с учетом недовыпуска продукции за 2013-2015 года составили порядка 20,5 млрд. руб. В качестве примера следует отметить, что потери только АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» за указанный период составили более 9,6 млрд. руб. Ущерб же деловой репутации производителям и особенно репутации продукции представляется более существенным и не поддается оценке.

В общей сложности специалистами цементных предприятий, являющихся членами НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», в период 2013-2015 годов во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами выявлено 236 нарушений, из которых 173 факта изготовления и реализации контрафактного тарированного цемента и упаковок с незаконным использованием товарных знаков и 63 факта реализации некачественной цементной продукции неизвестных производителей, которая характеризуется несоответствием качественных и весовых показателей, заявленных на упаковках, но не связана с нарушением интеллектуальных прав. 

Из перечисленных правонарушений 34 недобросовестных предпринимателя привлечены за незаконное использование товарных знаков к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ и 2 лица к уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ. 30 нарушителей привлечено за совершение иных административных правонарушений, связанных с продажей населению цементной продукции ненадлежащего качества, обманом потребителей и нарушением правил торговли по ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.43 и 15.12 КоАП РФ.

В целом за перечисленные годы работы изъято почти 50 000 контрафактных мешков с цементом общим весом 2 500 тонн и около 110 000 подготовленных для фасовки аналогичных упаковок. Общий размер предотвращенного ущерба правообладателям товарных знаков за анализируемый период составил порядка 35,2 млн. руб. К сожалению, указанные суммы предотвращенного ущерба отражают лишь малую долю понесенных производителями убытков только по выявленным фактам нарушений.

Отдельно следует отметить, что залогом успеха в противодействии недобросовестной конкуренции является освещение существующих проблем в средствах массовой информации, доведение до потребителей информации о том, как отличить оригинальную продукцию, и об их правах. Так, в разделе «Потребителям» на сайте Союза производителей цемента создан раздел о контрафакте, в котором представлены изображения оригинальной и контрафактных упаковок. Ежегодно в печатных изданиях по материалам членов                    НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» публикуются десятки статей и организованы показы телевизионных репортажей по данной тематике. Данная практика дает свои результаты, поскольку с каждым годом увеличивается количество инициативных граждан, сигнализирующих производителям о случаях производства и реализации подделок, что в свою очередь повышает эффективность борьбы с такими нарушениями.



Помимо практической работы по выявлению и пресечению упомянутых нарушений и просветительской деятельности, участники             НО «Союзцемент» являются членами ряда Комитетов РСПП, ФГУП «НИИСУ» и постоянными участниками конференций на площадках РСПП, ТПП РФ, НП «Антиконтрафакт». В рамках работы в данных Комитетах представители цементных компаний неоднократно выступали с докладами по проблемам цементной промышленности, в которых озвучивались предложения по повышению эффективности противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции. В частности, указывалось на необходимость скорейшего принятия Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», введения подтверждения качества цемента в форме обязательной сертификации, внесения изменений в административное и уголовное законодательство РФ в части ужесточения наказания за нарушения в указанной области и совершенствования правоприменительной практики.

Итогом совместной работы Комитетов РСПП стало обращение в Правительство РФ с предложением принятия данного комплекса мер. Одним из результатов стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» № 530-ФЗ от 31.12.2014г., согласно которому в ст. 180 УК РФ была уменьшена сумма крупного ущерба с 1,5 млн. руб. до 250 тыс. руб. и увеличены штрафные санкции, введена статья 171.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ. Ранее за подобные деяния уголовная ответственность не предусматривалась. Кроме того, ужесточены ответственность в форме увеличения административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных по ст. 14.7, 14.10 и 15.12 КоАП РФ. Такие законодательные изменения должны поспособствовать повышению эффективности противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции.

 


К списку направлений