К списку направлений

Импортозамещение в цементной промышленности

Цементная отрасль сегодня характеризуется высокой энергоемкостью и технологическим отставанием от мировой цементной отрасли, а также физической изношенностью основных фондов. В настоящее время функционирует 55 предприятий мощностью 108 млн. тонн. Из них только 37% мощностей производят цемент по сухому способу. В развитых странах Европы доля сухого способа в производстве цемента составляет более 80%. Цементная промышленность России сегодня находится на этапе технического перевооружения, и промедление чревато полной потерей конкурентоспособности отечественными производителями и, как следствие, захватом рынка цемента импортерами.

Уже сегодня мы видим, что неуклонно растущий импорт цемента оказывает существенное влияние на развитие экономики России. Особое внимание необходимо обратить на отдельные регионы.

На 7 регионов приходится 71,2% потребления импортного цемента:

- Ленинградский регион (19,6%);

- Московская (13,9%);

- Калининградская область (11,7%);

- Астраханская область (6,9%);

- Дагестан (6,6%);

- Краснодарский край (6,5%);

- Ростовская область (6,0%).

Для выхода на мировой уровень необходимы инвестиции в отрасль около $7 млрд. Доля мощностей по сухому способу вырастет до 70% к 2018 г., сократится себестоимость продукции и повысится конкурентоспособность. По этим показателям Россия сможет опередить ведущие мировые державы.

Для выполнения программы по импортозамещению и иных мероприятий в рамках обеспечения экономической безопасности России, цементной отрасли необходима поддержка со стороны государства и активное участие последнего в решении существующих проблем.

Проблемы отрасли определяются следующими факторами:

· Отсутствие государственной программы развития отрасли промышленности стройматериалов и комплекса мер экономического стимулирования в отрасли ПСМ;

· Высокие процентные ставки по банковским кредитам и короткие сроки кредитования;

· Отсутствие мер финансовой поддержки:

i. субсидий на оплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами промышленной деятельности на реализацию инвестиционных проектов;

ii. субсидий для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами промышленной деятельности на реализацию инвестиционных проектов;

iii. государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств субъектами промышленной деятельности по договорам привлечения финансирования в рамках инвестиционных проектов.

В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации по обеспечению импортозамещения важно поднять вопрос о необходимости сдерживания роста тарифов на энергию. В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2017 гг. заложен значительный рост тарифов естественных монополий по сравнению с 2014 г., в том числе на топливно-энергетические ресурсы и железнодорожные перевозки, что противоречит концепции сдерживания роста тарифов, объявленной в 2013 г. с целью оздоровления экономики.

Цементное производство является энергоемким производством, рост затрат на газ и электроэнергию приводит к существенному увеличению себестоимости производства цемента. Значительный рост тарифов, заложенный в прогнозе на 2015 год, приведет к существенному увеличению себестоимости производимой продукции, что снизит денежный поток и может негативно сказаться на оценке платежеспособности и кредитоспособности предприятий, усложнит процесс финансирования программы модернизации и будет способствовать затягиванию сроков начала реализации проектов.

В свою очередь, при решении вопросов импортозамещения в отрасли, остаются актуальными вопросы воспроизводства машиностроения для цементной отрасли и строительство цементно-бетонных дорог, как фактор повышения спроса.

Решив задачу по модернизации цементной отрасли, российская промышленность строительных материалов приблизится к мировому уровню производства качественной, энергоэффективной продукции, повысит конкурентоспособность товара, что позволит выполнить программу импортозамещения.
К списку направлений