К списку направлений

Строительство цементобетонных дорог

В настоящее время обсуждаются возможности по увеличению доли цементобетонных дорог как наиболее долговечного покрытия.

В октябре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин провел заседание Президиума Госсовета, посвященное дорожному строительству, на котором в частности подняли вопрос более широкого использования бетонных смесей.

Cтенограмма заседания Президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог.

10 мая 2016 года утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, а 6 апреля 2017 года - план мероприятий по реализации Стратегии, в которых зафиксирована задача по увеличению строительства цементобетонных дорог в России до 50% к 2030 года.

Цементобетонные дороги долговечнее асфальтобетонных в 5 - 6 раз, в том числе с учетом применения минеральных и химических добавок, препятствующих возникновению коррозии бетонов, их срок службы может достигать 50 лет и более.

Они стойки к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом и отсутствие пыли, а также лучшую видимость на дороге, что содействует повышению безопасности дорожного движения. Их прочность и износостойкость позволяют пропускать грузовые автомобили с большим объемом грузов и повышать интенсивность дорожного движения, что приобретает особое значение в контексте транспортных проблем Российской Федерации.

Бетонное покрытие дает значительные технико-экономические преимущества при эксплуатации дороги, так как высокая долговечность бетона позволяет сократить расходы на содержание и ремонт до минимума.


Несомненные экологические преимущества бетонных дорог перед асфальтовыми связаны со следующими моментами: 

  • нефтепродукты, используемые в асфальтовом покрытии, вместе с водой проникают в почву, и через несколько лет эксплуатации земля как под дорогой, так и вокруг полностью загрязняется нефтепродуктами
  • меньший расход топлива на то же расстояние по бетонной дороге означает меньший выброс вредных веществ в атмосферу. К тому же повышенные эксплуатационные характеристики «бетонок» позволяют одной единицей большегрузной техники перевозить по ним гораздо большее количество груза. Разумеется, это также уменьшает выбросы в атмосферу
  • современные технологии строительства позволяют «бетонкам» полностью приблизиться к асфальтовым дорогам с точки зрения шумности

Благодаря избыточному предложению цемента на рынке в долгосрочной перспективе при увеличении объемов строительства автомобильных магистралей создаются условия для технологических прорывов и занятия Российской Федерацией значимых позиций на внешнем и внутреннем рынках, интеграции в мировую транспортную систему и решения крупных социально-экономических проблем.      


Сравнение качественных характеристик дорог 
 

 

Цементобетонные

Асфальтобетонные

Сроки эксплуатации

34 года (до кап. ремонтов)

8-10 лет

Истирание полотна

0.1 мм/год

18 мм/год

Сезонные деформации

менее 6%

до 60%

Грузоподъемность

до 60 т

до 30 т

Шумность

Совпадает


Виды дорожных покрытий и степень их распространения в России

Вид покрытия

Преимущества

Недостатки

Применение в России

Цементно-бетонные покрытия (монолитные, сборные)

Долговечность, надежность, низкая потребность в текущем ремонте

Новая технология требует перевооружения отрасли (первоначальные инвестиции), дороже асфальтобетонной укладки

Около 2%всех дорог с твердым покрытием

Асфальтобетонные покрытия

Относительно низкая стоимость сметы на строительство. Широко распространенная технология, обеспеченность техникой и материалами

В эксплуатации требует усиленного надзора и ухода

Широкое применение от федеральных трасс до городского строительства

Усовершенствованные мостовые из штучного камня (брусчатка, мозаика) на каменном или бетонном основании

Наиболее долговечны

Самый дорогой по стоимости и трудоемкий по устройству тип покрытий

В основном в условиях городского строительства

Клинкерные мостовые

-

Эксплуатационные свойства в значительной мере зависят от качества клинкера, дорогие

Булыжные мостовые

-

Неудобные в эксплуатации, устаревающий тип покрытия, дорогие

Щебеночные покрытия с поверхностными обработанным органическими вяжущими веществами слоем

Более экономичны по сравнению с цементобетонным покрытием, требуют меньше материалов, чем асфальтобетонные покрытия

При интенсивном движении нуждаются в частом ремонте

Пригодны для временных дорог и внутриквартальных городских проездов

Щебеночные покрытия («водосвязное шоссе»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быстрота строительства, дешевизна

Не пригодно для городских условий ввиду больших деформаций при интенсивном движении

Пригодны для временных дорог и внутриквартальных городских проездов

Грунтовые профилированные (могут быть улучшены добавками щебня, гравия, шлака)

При интенсивном движении нуждаются в частом ремонте

Переходный тип покрытия в качестве основания под асфальтовый бетон, мозаику или клинкер

Грунтовые не профилированные (проселочные, лесные, полевые и т.д., не имеющие искусственного насыпного основания

Подверженность потери эксплуатационных свойств под воздействием природных факторов

Широко распространены



* В разделе использованы материалы из статьи "Бетонная альтернатива", Журнал Холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" №1 (8) / 2015

К списку направлений